Как организовать логопедические занятия дома
*«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
*Разрезные картинки из двух и более частей.
*Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.). Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
*Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:
*игры на развитие мелкой моторики,
*артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
*игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
*игры на формирование лексико-грамматических категорий.
РЕЧЬ РЕБЕНКА ФОРМИРУЕТСЯ
ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО
От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.
Дети на пятом, шестом году жизни без дополнительных опросов могут пересказать сказку или рассказ из 40 – 50 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Дети в этом возрасте уже способны передать какие-либо впечатления, воздействия на восприятие с помощью речи, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объемом информации.
Ребенок в состоянии выделить существенные признаки предметов и явлений. Более того, он уже пробует установить причинно-следственные связи между этими признаками, временные и другие отношения. Речь ребенка достаточно развернута. С помощью распространенных предложений он старается сделать излагаемое понятным и доступным тем, кто его слушает, то есть искренне заинтересован в результате своего общения. Стремление более точно выразить свою мысль побуждает к использованию все большего количества слов. К своим высказываниям ребенок относится критически, такое же критическое отношение возникает и к речи сверстников. Более того, пытаясь более точно передать свою мысль, более четко описать от или иное явление, тот или иной предмет, ребенок начинает раскрывать и передавать свое отношение к тому, о чем говорит.
В этот период активизируется пассивный словарь ребенка, расширяется активный словарь. Это происходит не только за счет увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счет постепенного овладения суффиксальным, приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния. В речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а так же отвлеченные, абстрактные понятия. Дети уже устанавливают четко обозначающие понятия, причем конкретизируя их: «цветы», указывая, что цветы бывают полевые (василек, ромашка) и садовые (розы, тюльпаны).В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.Темп речи в повседневном общении остается умеренным, однако возможные стилистические и содержательные затруднения могут вызывать у них необходимость прервать свое высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая, как можно скорее высказаться, ребенок может начать говорить быстро, взахлеб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на звуко- и слоговопроизношения. Торопливость при речи может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков.«Поиграй со мной!» Как часто вы слышите эту просьбу от своего ребенка. Сколько радости он получает, когда вы, преодолев усталость и бросив домашние дела, соглашаетесь хотя бы на короткое время побыть учеником, пассажиром, а может быть, Красной шапочкой.Но игра – это не только радость для вашего малыша, с ее помощью вы можете развивать у него внимание, память, мышление, то есть те качества, которые будут крайне необходимы, когда ваш малыш пойдет в школу.
ПОИГРАЙТЕ С ВАШИМ МАЛЫШОМ В ЭТИ ИГРЫ:
«Говори наоборот»
Давай поиграем. Я буду говорить слова, а ты тоже говори, но только наоборот.
Большая река – маленькая речка.
Толстый (карандаш) – тонкий (карандаш).
Горячий чай –холодный лед.
Чистые (руки ) – грязные (руки).
Ребенок – взрослый.
Огонь – вода.
«Покажи одинаковые предметы»
Можно приготовить пятнадцать разных предметов : чашку, тарелку, хлеб, сушку, сахар, полотенце, гвоздь, крючок, карандаш и др.
Предложите ребенку среди этих предметов найти металлические, мягкие, белые, длинные, деревянные, маленькие.
Обратите внимание ребенка на форму этих предметов.
«Кто кем был?»
Смысл этой игры в том, чтобы ответить на вопрос, кто (что), кем (чем) был раньше?
Цыпленок – яйцом.
Лошадь — жеребенком.
Корова – теленком.
Бабочка – гусеницей.
Хлеб – мукой.
Овца – ягненком и т.д.
Давайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. У вашего малыша должна появиться уверенность в себе. Отличайте все достижения вашего ребенка.
Учитель-дефектолог поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию.
Учитель-дефектолог знает, как:— научить ребенка правильно произносить звуки. Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука;
— развивать фонематическое восприятие;
— обучить ребенка грамоте, чтению и письму;