Контакты Новости

задумался

Как организовать логопедические занятия дома

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у васпоявится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

 *Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполненияим упражнений артикуляционной гимнастики.

*«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).

*Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовыхигрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)

*Разрезные картинки из двух и более частей.

*Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.). Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».

*Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

*Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство илив гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Советы логопеда.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

*игры на развитие мелкой моторики,

*артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),

*игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

*игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например,на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут.Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты,значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколькостраниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» — спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устали его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведьеще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше ещераз просто сами повторите образец произношения этого слова. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!

РЕЧЬ РЕБЕНКА ФОРМИРУЕТСЯ

ПОД ВЛИЯНИЕМ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО

От того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и развитие речи маленького человека.

Дети на пятом, шестом году жизни без дополнительных опросов могут пересказать сказку или рассказ из 40 – 50 предложений, то есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической. Дети в этом возрасте уже способны передать какие-либо впечатления, воздействия на восприятие с помощью речи, их высказывания отличаются яркостью образов и большим объемом информации.

Ребенок в состоянии выделить существенные признаки предметов и явлений. Более того, он уже пробует установить причинно-следственные связи между этими признаками, временные и другие отношения. Речь ребенка достаточно развернута. С помощью распространенных предложений он старается сделать излагаемое понятным и доступным тем, кто его слушает, то есть искренне заинтересован в результате своего общения. Стремление  более точно выразить свою мысль побуждает к использованию все большего количества слов. К своим высказываниям ребенок относится критически, такое же критическое отношение возникает и к речи сверстников. Более того, пытаясь более точно передать свою мысль, более четко описать от или иное явление, тот или иной предмет, ребенок начинает раскрывать и передавать свое отношение к тому, о чем говорит.

В этот период активизируется пассивный словарь ребенка, расширяется активный словарь. Это происходит не только за счет увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счет постепенного овладения суффиксальным, приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния. В речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а так же отвлеченные, абстрактные понятия. Дети уже устанавливают четко обозначающие понятия, причем конкретизируя их: «цветы», указывая, что цветы бывают полевые (василек, ромашка) и садовые (розы, тюльпаны).В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы.Темп речи в повседневном общении остается умеренным, однако возможные стилистические и содержательные затруднения могут вызывать у них необходимость прервать свое высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая, как можно скорее высказаться, ребенок может начать говорить быстро, взахлеб, громче, чем обычно. Быстрая речь, конечно, отрицательно влияет на звуко- и слоговопроизношения. Торопливость при речи может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков.«Поиграй со мной!» Как часто вы слышите эту просьбу от своего ребенка. Сколько радости он получает, когда вы, преодолев усталость и бросив домашние дела, соглашаетесь хотя бы на короткое время побыть учеником, пассажиром, а может быть, Красной шапочкой.Но игра – это не только радость для вашего малыша, с ее помощью вы можете развивать у него внимание, память, мышление, то есть те качества, которые будут крайне необходимы, когда ваш малыш пойдет в школу.

ПОИГРАЙТЕ С ВАШИМ МАЛЫШОМ В ЭТИ ИГРЫ:

«Говори наоборот»

 Давай поиграем. Я буду говорить слова, а ты тоже говори, но только наоборот.

Большая река – маленькая речка.

Толстый (карандаш) – тонкий (карандаш).

Горячий чай –холодный лед.

Чистые (руки ) – грязные (руки).

Ребенок – взрослый.

Огонь – вода.

«Покажи одинаковые предметы»

Можно приготовить пятнадцать разных предметов : чашку, тарелку, хлеб, сушку, сахар, полотенце, гвоздь, крючок, карандаш и др.

Предложите ребенку среди этих предметов найти металлические, мягкие, белые, длинные, деревянные, маленькие.

Обратите внимание ребенка на форму этих предметов.

«Кто кем был?»

Смысл этой игры в том, чтобы ответить на вопрос, кто (что), кем (чем) был раньше?

Цыпленок – яйцом.

Лошадь —  жеребенком.

Корова – теленком.

Бабочка – гусеницей.

Хлеб – мукой.

Овца – ягненком  и т.д.

Давайте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. У вашего малыша должна появиться уверенность в себе. Отличайте все достижения вашего ребенка.

Вы считаете, что у вашего ребенка есть проблемы в речевом развитии?

Учитель-дефектолог поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию.

Учитель-дефектолог знает, как: научить ребенка правильно произносить звукиСамыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука;

  развивать фонематическое восприятие;

работать над умением составлять рассказы, пересказы;

— обучить ребенка грамоте, чтению и письму;

— справиться с проблемой нарушения чтения, письма — дислексией и дисграфией;
— формировать слоговую структуру слова;
— и не только…