Образовательный процесс – обучение и воспитание, организованные учреждением образования в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ. (ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об образовании)
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Наше дошкольное учреждение, согласно статье 151 Кодекса Республики Беларусь об образовании реализует учебную программу дошкольного образования.
Воспитание и обучение в Учреждении осуществляются на белорусском языке. В Учреждении на основании заявлений родителей, законных представителей воспитанников могут создаваться группы с русским языком обучения.
В Учреждении при реализации образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся: летние – 90 календарных дней; зимние – 10 календарных дней; весенние – 10 календарных дней. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
Основными формами организации образовательного процесса являются игра и занятие.
В образовательном процессе, кроме основных форм организации, могут использоваться иные формы обучения «неурочного» типа, включающие детские виды деятельности на интегративной основе.
Образовательный процесс организуется в режиме 5-дневной недели. Ежедневное количество занятий (игр) в каждой возрастной группе и их последовательность определяются учебным планом, который разрабатывается Учреждением на основе типового учебного плана дошкольного образования и утверждается заведующим.
Длительность занятий с воспитаниками в возрасте от 3 до 4 лет составляет до 10–15минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет до 20–25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет – до 25–30 минут, физкультурные минутки – не менее 1,5–2 минуты.
Продолжительность перерывов между занятиями — 10–12 минут. Во время перерывов проводятся подвижные игры умеренной интенсивности.
В начале и конце недели предусматриваются облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия.
Содержание учебной программы ориентировано на развитие способностей детей в различных видах деятельности и создание оптимальных условий для стимулирования и поддержки эмоционального, нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, проявления самостоятельности, инициативности.
С учетом целей и задач содержание учебной программы структурировано по пяти направлениям:
Направление «Физическое развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательной области «Физическая культура» и предусматривает формирование культуры движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, броски) и их освоение, активности, позитивного отношения к миру и себе, основ здорового образа жизни, первичных представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления, воспитание физических и личностных качеств.
Направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательной области «Ребенок и общество» и предполагает формирование у него стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания, основах безопасной жизнедеятельности, мире и родном крае, отношения к ним, воспитание нравственности, патриотических чувств, трудолюбия, приобщение к общечеловеческим ценностям, национальным культурным традициям, сопричастности к современным событиям.
Особую роль в социальном развитии играет воспитание основ культуры безопасной жизнедеятельности и трудовое воспитание.
Направление «Познавательное развитие воспитанника». Содержание реализуется в образовательных областях «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.
Направление «Речевое развитие воспитанника«. Содержание реализуется в образовательных областях «Развитие речи и культура речевого общения», «Развiццё маўлення i культура маўленчых зносiн», «Обучение грамоте» и обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте.
Направление «Эстетическое развитие воспитанника«. Содержание реализуется в образовательной области «Искусство» и предусматривает воспитание основ общей и художественной культуры, развитие эстетического отношения к миру, художественных способностей и эстетических чувств, детского творчества средствами фольклора и художественной литературы, изобразительного искусства (архитектура, дизайн, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), музыкального искусства, хореографии, театра.